• Emaillibr_gmk@mail.ru
  • AddressДНР, г. Горловка, ул. И.Франко, 1
  • Open Hours8:00-16:00
  • Emaillibr_gmk@mail.ru
  • AddressДНР, г. Горловка, ул. И.Франко, 1
  • Open Hours8:00-16:00

В мире литературы

Писатели — юбиляры. Николай Гарин — Михайловский

20 февраля исполняется 170 лет со дня рождения  русского писателя, публициста   Николая Георгиевича Гарина – Михайловского (20.02.1852 – 10.12.1906).

Николай Михайловский родился в 1852 году в Санкт — Петербурге, детство провёл в Одессе. Учился в одесской гимназии, затем в Петербургском институте путей сообщения. На разных должностях участвовал в строительстве портов, шоссейных  и железных дорог. Некоторое время Михайловские провели в купленном ими имении в Гундарёвке Самарской губернии, где глава семьи намеревался создать образцовое хозяйство на помещичьих землях. Супруги Михайловские надеялись улучшить благосостояние местных крестьян: научить грамотно обрабатывать землю и поднять общий уровень их культуры. Но мужики с недоверием встретили нововведения, случилась  серия поджогов, Михайловский лишился мельницы, молотилки и всего урожая. Почти разорившись, он решил оставить деревню и вернуться к инженерной деятельности, появлялся в Гундарёвке лишь наездами и редко жил здесь подолгу.

На литературное поприще Гарин — Михайловский вступил в 40 лет с выходом в свет рассказа «Несколько лет в деревне (1890) и автобиографической повести «Детство Темы» (1892), ставшей первой часть тетралогии. Затем последовали  «Гимназисты (1893), «Студенты» (1895), «Инженеры» (1906).

Приобретя широкую литературную известность еще в начале 1890 г., Гарин – Михайловский и в дальнейшем не прекращал своей практической работы в качестве инженера и общественного деятеля. Как крупный инженер – изыскатель, он принимал активное участие в строительстве многих железных дорог, в том числе Великой сибирской дороги, много путешествовал, результатом чего стали очерки  «По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову» (1899), «Вокруг света» (1902), составил сборник  «Корейские сказки» (1899). Писатель скоропостижно скончался 27 декабря 1906 г. от паралича сердца во время заседания редакции, где в тот день читался и обсуждался его драматический этюд «Подростки».

Писатели — юбиляры. Чарльз Диккенс

7 февраля исполняется 210 лет со дня рождения знаменитого английского писателя и романиста XIX века Чарльза Диккенса (07.02.1812 – 09.06.1870).

 Будущий известный писатель родился 7 февраля 1812 года. Его отец был чиновником, получавшим не такой уж большой оклад, в связи с чем, семейству часто приходилось едва сводить концы с концами. Уже с малого возраста Чарльз начал работать на фабрике по производству ваксы, чтобы помочь родителям. Со временем юный Диккенс изучил стенографию и стал репортером — именно это решение впоследствии и привело его к литературной деятельности. Уже первые статьи автора, репортажи и очерки о жизни современного Лондона привлекли внимание читателей.

Первая книга Чарльза Диккенса — «Посмертные записки Пиквикского клуба» — увидела мир в период с 1836 по 1837 годы. В ней автор рассказывает об особом клубе путешественников, которые странствуют по старой Англии, наблюдают за жизнью и нравами ее населения и создают по этому поводу короткие, увлекательные зарисовки. Произведение быстро снискало широкую популярность и утвердило Диккенса как одного из самых интересных современных писателей. Уже спустя два года после этой публикации вышли «Приключения Оливера Твиста» — один из самых важных романов Чарльза Диккенса. Это история о сиротке, проживающем в трущобах Лондона и встречающем на своем пути всю красоту и низость Англии XIX века. В 1843 году писатель закончил «Рождественскую песнь в прозе» — еще одно классическое произведение, которое впоследствии многократно использовалось в литературе, театре и кино. Это история о злом и брезгливом скряге Эбинейзере Скрудже, к которому в канун Рождества приходят три привидения: дух прошлых лет, дух нынешнего и дух будущего. Вместе с ними герою предстоит переосмыслить всю свою жизнь и изменить ее, пока еще не поздно. Один из лучших романов Диккенса — «Торговый дом «Домби и сын“» (1848). Бесконечная вереница фигур и жизненных положений в этом произведении изумляет. Немного романов в мировой литературе, которые по богатству красок и разнообразию тона могут быть поставлены в один ряд с «Домби и сыном». Среди других важных произведений в библиографии автора стоит выделить книги «Дэвид Копперфильд» (1849-1850), «Лавка древностей», «Повесть о двух городах», «Большие надежды», «Тайна Эдвина Друда», «Холодный дом», «Николас Никльби», «Наш общий друг».

Романы и рассказы Диккенса относят к вершинам реализма, хотя почти во всех историях автора просматривается сказочное или сентиментальное начало. Еще при жизни он был признан критиками и читателями одним из самых интересных и важных писателей современности, а после смерти и вовсе стал культовой личностью, наравне с Шекспиром. Творчество Чарльза Диккенса оказало неоценимое влияние на развитие мировой культуры в целом и литературы в частности.

В фонде библиотеки колледжа творчество писателя представлено романами «Приключения Оливера Твиста», «Лавка древностей» и «Большие надежды».

Писатели — юбиляры. Валентин Катаев

28 января исполняется 125 лет со дня рождения русского писателя Валентина Петровича Катаева (28.01.1897 – 12.04. 1986).

Будущий писатель  родился 28 января 1897 года в Одессе. Родители с раннего детства прививали Валентину и его младшему брату Жене любовь к книгам и чтению. Пронеся эту страсть через всю жизнь, оба брата посвятили себя литературе: младший брат Катаева – Женя – стал известен под псевдонимом Евгений  Петров как автор знаменитых романов «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» в тандеме с Ильей Ильфом. С 9 лет, уже, будучи гимназистом, Валентин Катаев стал писать стихи, которые читал всем домашним, ища одобрения. Повзрослев, юноша предлагает написанное в редакции уже в поисках профессиональной оценки. И первый успех пришел к нему в 1910 году, когда в издании «Одесский вестник» впервые было напечатано стихотворение «Осень», а потом и другие сочинения, в том числе рассказы и фельетоны. Когда началась Первая Мировая война (1914-1918), Катаев в 1915 году, так и не окончив гимназию, ушел добровольцем на фронт. Писатель был демобилизован в чине прапорщика осенью 1917 года после тяжелого ранения в бедро. С войны Катаев вернулся с наградами: два Георгиевских креста и орден Святой Анны.

С 1922 года в жизни и творчестве Катаева наступает новый этап: писатель переезжает из Одессы в Москву, работает в газете «Гудок». Публикация повести «Растратчики» (1926), в которой автор в сатирической манере критикует социальный бич того времени – присвоение казенных денег, отмечена большим успехом. Известный театральный режиссер Станиславский предложил Катаеву поставить по мотивам повести пьесу. И вскоре она прошла на сцене МХАТа. А вторая пьеса «Квадратура круга» была поставлена на нью-йоркском Бродвее.

Вслед за старшим братом покорять Москву приехал и Катаев-младший, которого Валентин Петрович стал вовлекать в писательскую среду. Примечательно, что, напутствуя брата, Катаев инициирует написание авантюрного романа о спрятанных во время революции бриллиантах. Идеей он делится с Евгением и другом Ильей Ильфом, приглашая их написать черновик романа, который бы потом сам усовершенствовал и продвинул к публикации. Что из этого вышло, уже общеизвестно. Ильф и Петров (Евгений взял псевдоним по имени отца) блестяще справились с задачей без наставничества. Написанный роман разошелся на цитаты, а в благодарность за идею издан с посвящением Валентину Катаеву.

Валентину Петровичу суждено было пройти три войны. В годы Второй мировой он вновь надел военную форму и отправился на передовую. Работал фронтовым корреспондентом, писал очерки, статьи, фотографировал. Известным произведением того времени стала повесть «Сын полка» (1945): образ главного героя Вани Солнцева олицетворяет трагические судьбы многих детей в годы войны. К детской теме Катаев обращается еще в довоенные годы, когда пишет повесть «Белеет парус одинокий», в которой автор погружается в атмосферу родной Одессы. В героях Пете и Павлике, которые вовлечены в круговорот приключений на фоне разрушенного революцией 1905 года города, угадываются черты самого Катаева и его брата Жени. Повестью «Белеет парус одинокий» (1936) открывается тетралогия «Волны Черного моря», в которую позже вошли романы «Катакомбы» (1951), «Хуторок в степи» (1956) и «Зимний ветер» (1960-1961). В 1975-77 годах Катаев работает над романом «Алмазный мой венец».  Описываемые в книге события относят читателя в мир литературной богемы 20-х годов.

Оригинальность произведения в том, что при реальной основе сюжета герои, а это известные писатели и поэты – современники автора, завуалированы псевдонимами-масками. А новизна в том, что Катаев впервые написал в непривычном для себя стиле, жанре и направлении.

Писатель умер от инсульта, на 90-м году жизни, 12 апреля 1986 года. Литературное наследие Катаева составило более 130 произведений. В фонде библиотеки колледжа творчество автора представлено произведениями «Сын полка» и «Белеет парус одинокий».

Писатели — юбиляры. Льюис Кэрролл

27 января исполняется 190 лет со дня рождения Льюиса Кэрролла (27.01.1832 – 14.01.1898) – английского писателя, математика, философа, диакона и фотографа.

Льюис Кэрролл родился 27 января 1832 года в доме приходского священника в деревне Дарсбери, графство Чешир. Всего в семье было 7 девочек и 4 мальчика. Сначала образованием Льюиса занимался отец, затем он учился в школе, где показал отличные способности к математике и богословию. Потом была учеба в Оксфордском университете, где после получения степени бакалавра Кэролл выиграл конкурс на чтение математических лекций в Крайст-Чёрч. Он читал эти лекции в течение следующих 26 лет. Они давали неплохой заработок, хотя и были ему скучны. Поскольку учебные заведения в те времена были тесно взаимосвязаны с религиозными организациями, заступив на должность лектора, Льюис обязан был принять духовный сан. Чтобы не работать в приходе, он согласился принять сан диакона, отказавшись от полномочий священника.

Писательскую карьеру автор начал во время обучения в университете. Писал стихотворения и короткие рассказы, отсылая их в различные журналы под псевдонимом «Льюис Кэрролл» ( настоящее имя писателя — Чарльз Лютвидж Доджсон). Свои культовые произведения – «Алиса в Стране Чудес» и «Алиса в Зазеркалье» — Кэрролл написал в 1865 и 1871 годах соответственно. Его манера написания книг не была похожа ни на один из существовавших на тот момент писательских стилей. Как человек творческий, с богатым воображением и внутренним миром, а также как выдающийся математик с прекрасным пониманием логики он создал особый жанр «парадоксальной литературы». Его персонажи и те ситуации, в которые они попадают, вовсе не призваны поразить читателя нелепостью и абсурдом. На самом деле все они следуют определенной логике, причем сама эта логика и доведена до абсурда. В необычной, порой даже анекдотичной форме Льюис Кэрролл тонко и изящно затрагивает множество философских вопросов, рассуждает о жизни, мире и нашем месте в нем. В результате книги получились не только занимательным чтивом для детей, но и мудрыми сказками для взрослых. Неповторимый стиль Кэрролла появляется и в других его произведениях, хотя они и не были столь популярны, как рассказы об Алисе: «Охота на Снарка», «Сильви и Бруно», «Истории с узелками», «Полуночные задачи», «Евклид и его современные соперники», «Что черепаха сказала Ахиллу», «Аллен Браун и Карр».

Умер писатель 14 января 1898 года от пневмонии.

Писатели — юбиляры. Вирджиния Вулф

25 января исполняется 140 лет со дня рождения Вирджинии Вулф (25.01.1882 – 28.03.1941) – британской писательницы и литературного критика.

Вулф была ведущей  фигурой модернистской литературы I половины XX века и  одной из самых важных романисток XX века, а также  одной из первых авторов, использовавших «поток сознания» в качестве повествовательного элемента, наряду с такими современниками, как Марсель Пруст и Джеймс Джойс.  Писательница родилась 25 января 1882 года в Лондоне, в большой, образованной семье.

Её первый роман «По морю прочь», был опубликован в 1915 году, когда автору было 33 года. Далее последовали романы: «Комната Джейкоба» (1922),  «Миссис Дэллоуэй» (1925), «На маяк» (1927), »Орландо» (1928), «Волны» (1931), «Флаш» (1933), «Годы» (1936), «Между актами» (1941).

Произведения Вулф широко известны во всём мире, они переведены на более чем пятьдесят языков.

Писатели — юбиляры. Пьер Огюстен Бомарше

24 января исполняется 290 лет со дня рождения крупнейшего французского драматурга 2-й половины 18 века Пьера Огюстена Бомарше (24.01.1732 – 18.05.1799).

Родился Бомарше в Париже, в семье богатого часовщика. Поначалу обучался семейному ремеслу, однако за экстравагантные выходки отец отстранил его от дел. Став учителем музыки у дочерей Людовика XV, он позднее приобрел должность секретаря при монархе и, благодаря придворным связям,  принял активное участие в разнообразных финансовых операциях, которые принесли ему громадное состояние и помогли добиться дворянства.

В 1775 году Бомарше пишет комедию «Севильский цирюльник». Громкий успех этой пьесы  сделал ее автора лидером национального театра. Блистательный триумф привел Бомарше к мысли продолжить пьесу, и он пишет «Женитьбу Фигаро»(1784), позднее завершает трилогию мелодрамой «Виновная мать»(1791).

В фонде библиотеки колледжа творчество Бомарше представлено комедиями

«Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро».

Писатели — юбиляры. Гюстав Флобер

12 декабря исполнилось 200 лет со дня рождения Гюстава Флобера (12 декабря 1821- 8 мая 1880) — французского прозаика, считающегося одним из крупнейших европейских писателей XIX века и творцом современного романа.

Флобер родился в Руане. Его отец был главным врачом одной из местных больниц. Обучался в Королевском коллеже Руана, где проявил интерес к истории и большую любовь к литературе. Позже изучал право в Париже.

Писать начал рано, по некоторым источникам, уже в восемь лет. Первый публичный текст Флобера появился в 1834 году в рукописном журнале «Искусство и прогресс», который Гюстав организовал вместе с приятелем в период учебы в коллеже. Первый из опубликованных романов — «Госпожа Бовари» (1857) -великое творение литературы, обозначившее поворотный пункт в развитии современного романа. Флобер работал над каждым предложением в поисках «правильного слова». Его интерес к форме романа, успешно реализованный в уникальной структуре «Госпожи Бовари», оказал сильнейшее влияние на последующих писателей, поставивших своей целью создание новых форм и технических приемов — Г. Джеймса, Дж. Конрада, Дж. Джойса, М. Пруста и многих других. В 1862 году появился исторический роман Флобера «Саламбо», в 1869 году — роман нравов «Воспитание чувств», в 1874 году — «Искушение Святого Антония», в 1877 – повести «Простое сердце», «Иродиада», «Легенда о святом Юлиане Милостивом». Затем Флобер стал усиленно работать над давно задуманным любимым своим произведением, романом «Бувар и Пекуше», но не успел закончить его. Болезнь и тяжелый литературный труд рано истощили силы Флобера; он умер от апоплексического удара.

Творчество Гюстава Флобера представлено в библиотеке колледжа романом «Госпожа Бовари».

Писатели — юбиляры. Николай Карамзин

12 декабря исполняется 255 лет со дня рождения Николая Михайловича Карамзина (12 декабря 1766 — 3 июня 1826) — великого русского писателя, крупнейшего  литератора эпохи сентиментализма, реформатора русского литературного языка, создателя « Истории государства Российского» — одного из первых фундаментальных трудов по истории России.

Николай Карамзин родился 12 декабря 1766 года близь Симбирска, в семье отставного капитана и среднепоместного землевладельца Михаила Карамзина. После непродолжительного обучения в симбирском пансионе, Николая отвезли в частный пансион в Москву. Здесь будущий писатель и историк получил основательное образование, занимался немецким, французским, английским и итальянским языками, а последний год в пансионе посещал даже университетские лекции.

Начальные попытки Карамзина в литературе — участие в издании первого русского журнала для детей — «Детское чтение для сердца и разума». В 1789 году Карамзин отправляется путешествовать по Европе. Он объехал Германию, Швейцарию, Францию и Англию, останавливаясь преимущественно в больших городах, центрах европейского просвещения. Карамзин посещает Иммануила Канта в Кёнигсберге, становится свидетелем Великой французской революции в Париже. Именно по результатам этой поездки написаны знаменитые «Письма русского путешественника». Эти очерки в жанре документальной прозы быстро обрели популярность у читателя и сделали Карамзина известным и модным литератором. Из-под пера писателя вышел и целый ряд сентиментальных повестей, главное внимание в которых уделено «жизни сердца», внутренним переживаниям персонажей, прочувствованным и изящным описаниям природы.  Это повести «Евгений и Юлия» (1789), «Наталья, боярская дочь» (1792), «Сиерра – Морена» (1793), «Остров Борнхольм» (1793), «Юлия» (1796). Самой известной из них является повесть «Бедная Лиза» (1792) — признанный образец русской сентиментальной литературы. Многие специалисты по литературоведению считают, что именно с этих первых книг начинается современная русская литература. В противовес классицизму с его культом разума, по следам французских литераторов, Карамзин утверждает в русской литературе культ чувств, чувствительности, сострадания.

Часть его произведений посвящена исторической тематике («Наталья, боярская дочь», «Марфа-посадница, или покорение Новагорода» — 1802) и предвосхищает работу над «Историей государства Российского».

Одной  из важнейших заслуг Карамзина является и реформа литературного языка. Писатель отказался от старославянизмов, населявших письменный язык, высокопарности, от использования церковнославянской лексики и грамматики. Он также обогатил литературный язык новыми словами: «благотворительность», «влюбленность», «вольнодумство», «достопримечательность», «ответственность», «подозрительность», «утонченность», «первоклассный», «человечный», «тротуар», «кучер», «впечатление» и «влияние», «трогательный» и «занимательный». Именно он ввел в обиход слова «промышленность», «сосредоточить», «моральный», «эстетический», «эпоха», «сцена», «гармония», «катастрофа», «будущность» и другие.

В 1791 году начинается деятельность Карамзина-журналиста. Это становится важной вехой в истории русской литературы — писатель основывает первое русское литературное издание «Московский журнал». На его страницах выходит ряд сборников и альманахов: «Аглая», «Аониды», «Пантеон иностранной словесности», «Мои безделки». Эти публикации сделали сентиментализм основным литературным течением в России, а Карамзина — его признанным лидером. В конце 1790-х литератор все больше переходит от лирики и прозы к публицистике и развитию философских идей. В 1801–1802 годах Карамзин работает в журнале «Вестник Европы», где пишет в основном статьи. На практике его увлечение просвещением и философией выражается в написание трудов на исторические темы, все более создавая знаменитому литератору авторитет историка.

Указом от 31 октября 1803 года император Александр I дарует Николаю Карамзину звание историографа. Интересно, что титул историографа в России после смерти Карамзина не возобновлялся. С этого момента Николай Михайлович прекращает всякую литературную работу и в течение 22 лет занимается исключительно составлением исторического труда, знакомого нам как «История государства Российского». Карамзин ставит себе задачу составить историю для широкой образованной публики, а также для иностранного читателя, чтобы открыть Россию Европе.

«История государства Российского» стала первым трудом, ориентированным на самого широкого читателя, благодаря высоким литературным достоинствам и научной скрупулезности автора. Исследователи сходятся во мнении, что этот труд одним из первых способствовал становлению национального самосознания в России. Книга была переведена на несколько европейских языков.

Николай Карамзин скончался 3 июня 1826 года в Санкт-Петербурге.

Творчество Николая Карамзина представлено в библиотеке колледжа повестью «Бедная Лиза».

Писатели — юбиляры. Николай Некрасов

10 декабря исполняется 200 лет со дня рождения русского поэта Николая Алексеевича Некрасова (10 декабря 1821 – 8 января 1878).

 Некрасов известен современным читателям как «самый крестьянский» поэт России: именно он одним из первых заговорил о трагедии крепостничества и исследовал духовный мир русского крестьянства. По мнению Ф.М. Достоевского, Некрасову принадлежало третье место в русской поэзии после Пушкина и Лермонтова.

Николай Некрасов родился в городке Немиров Подольской губернии в семье армейского офицера Алексея Некрасова и Елены Закревской. Кроме Николая, в семье было еще 13 детей. Детство будущего поэта прошло в родовом имении Некрасовых, в деревне Грешнево Ярославской губернии. В возрасте 11 лет Некрасов поступил в ярославскую гимназию. Здесь он начал записывать в домашнюю тетрадку свои первые стихи.

В 17 лет Николай становится вольнослушателем филологического факультета Петербургского университета. Все свободное от учебы время у Некрасова уходило на поиски работы и крыши над головой. К началу 1840-х годов он зарабатывал на жизнь тем, что сочинял стихи и сказки, выходившие потом в виде лубочных изданий, публиковал небольшие статьи в «Литературной газете» и «Литературном прибавлении к «Русскому инвалиду», давал частные уроки и сочинял пьесы для Александринского театра под псевдонимом Перепельский. В 1840 году за счет собственных сбережений Некрасов выпустил свой первый поэтический сборник «Мечты и звуки», состоявший из романтических баллад. Книга не имела особого успеха ни у читателей, ни у критиков. Сам Некрасов был огорчен первым поэтическим опытом и решил попробовать себя в прозе. Свои ранние рассказы и повести он писал в реалистической манере: в основу сюжетов легли события и явления, участником или свидетелем которых был сам автор, а у некоторых персонажей были прототипы в реальности. Позднее Некрасов обратился и к сатирическим жанрам: создал водевили «Вот что значит влюбиться в актрису» и  «Феоктист Онуфриевич Боб», повесть «Макар Осипович Случайный» и другие произведения. С середины 1840-х годов Некрасов начал активно заниматься издательской деятельностью. Вместе с писателем и журналистом Иваном Панаевым он издает журнал «Современник». Сам Некрасов был не только редактором журнала, но и одним из его постоянных авторов. На страницах «Современника» выходили его стихи, проза, литературная критика, публицистические статьи. «Современник» Некрасова стал легендарным журналом своего времени. Именно «Современник» позволил раскрыть талант таких писателей, как: Иван Гончаров, Иван Тургенев, Александр Герцен, Федор Достоевский, Михаил Салтыков – Щедрин. В середине 1850-х Николай Некрасов совместно с Николаем Добролюбовым основал приложение к «Современнику» — сатирическое издание «Свисток». В нем публиковались юмористические повести и рассказы, сатирические стихи, памфлеты и карикатуры. В 1866 году «Современник» закрылся. После закрытия «Современника» Некрасов занялся изданием журнала «Отечественные записки». Одновременно с этим поэт работал над одним из самых масштабных своих произведений — крестьянской поэмой «Кому на Руси жить хорошо». Работа над поэмой заняла у Некрасова почти 14лет. Но даже за этот срок он не успел воплотить свой замысел в полной мере: помешала тяжелая болезнь, приковавшая писателя к постели. Известны также поэмы «Мороз, Красный нос» и «Русские женщины», стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы», «Железная дорога». Его стихи были посвящены преимущественно страданиям народа, трагедии крестьянства. Некрасов широко использовал в своих произведениях разговорную речь и народную фразеологию, чем значительно расширил диапазон русской поэзии. Поэт первым решился на смелое сочетание элегических, лирических и сатирических мотивов в пределах одного стихотворения, что до него не практиковалось. Его творчество оказало заметное влияние на последующее развитие русской классической, а позже и советской поэзии.

Умер Некрасов 8 января 1878 года. Проводить поэта в последний путь пришло несколько тысяч человек.

Творчество Николая Алексеевича Некрасова широко представлено в библиотеке колледжа.

Писатели — юбиляры. Стефан Цвейг

28 ноября исполняется 140 лет со дня рождения австрийского писателя и драматурга, автора многих новелл, пьес, стихов и романизированных биографий Стефана Цвейга (28 ноября 1881 – 22 февраля 1942).

Стефан родился в Вене в богатой еврейской семье. Его отец владел текстильной фабрикой, мать происходила из семьи банкиров.

Цвейг учился в гимназии, затем в Венском университете, где изучал философию и в 1904 получил докторскую степень. Уже во время учёбы на собственные средства опубликовал первый сборник своих стихов «Серебряные струны»(1901). После учебы много путешествовал по Европе, а также посетил Индию, США и Кубу. Во время Первой мировой войны жил в Швейцарии, а во время Второй — эмигрировал в США, затем в Бразилию. Подавленный жестоким разочарованием от событий в мире, писатель так и не дождался конца войны — вместе с женой они приняли большую дозу снотворного и умерли, держась за руки.

Среди наиболее важных произведений Стефана Цвейга стоит выделить книги и рассказы «Амок», «Смятение чувств», «Шахматная новелла», а также цикл исторических новелл «Звездные часы человечества». Цвейг создал и детально разработал свою собственную модель новеллы, отличную от произведений общепризнанных мастеров короткого жанра. События большинства его историй происходят во время путешествий, то увлекательных, то утомительных, а то и по-настоящему опасных. Всё, что случается с героями, подстерегает их в пути, во время коротких остановок или небольших передышек от дороги. Драмы разыгрываются в считанные часы, но это всегда главные моменты жизни, когда происходит испытание личности, проверяется способность к самопожертвованию. Сердцевиной каждого рассказа Цвейга становится монолог, который герой произносит в состоянии аффекта.

Писатель был также автором  романизированных биографий, жизнеописаний  известных людей: «Мария – Антуанетта: портрет ординарного характера»,  «Триумф и трагедия Эразма Роттердамского», «Подвиг Магеллана», «Мария Стюарт», «Бальзак» и другие произведения.

Книги, драмы и рассказы Стефана Цвейга давно стали классикой мировой литературы, многие из них экранизированы.

В библиотеке колледжа творчество Стефана Цвейга представлено произведениями « Мария Стюарт», «Подвиг Магеллана» и новеллами.

Писатели — юбиляры. Федор Достоевский

11 ноября исполняется 200 лет со дня рождения выдающегося русского писателя, классика мировой литературы, по данным ЮНЕСКО, одного  из самых читаемых писателей в мире Федора Михайловича Достоевского (11 ноября (30 октября) 1821 – 9 февраля (28 января) 1881).

Достоевский родился в семье штаб-лекаря московской Мариинской больницы для бедных. Хотя семья была небогата, детям старались дать хорошее образование. Отец сам преподавал им латынь, приходящие учителя — математику, французский язык и русскую словесность. В 1837 году Федора отправили учиться в Петербург — в Инженерное училище,  а после его окончания в 1843 году будущий писатель был зачислен полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду. Но уже в следующем году Достоевский подал в отставку. Он решил заняться литературой и посвятить этому все свое время.

В конце мая 1845 года Федор Достоевский закончил свой первый роман «Бедные люди». Произведение восторженно приняли законодатели литературной моды тех лет — Николай Некрасов и Виссарион Белинский. Некрасов назвал начинающего писателя «новым Гоголем».

В 1847 году Достоевский увлекся идеями социализма. Он посещал кружок Петрашевского, здесь обсуждали свободу книгопечатания, реформу судов, освобождение крестьян. В 1848 году выходит повесть «Белые ночи». 15 апреля 1849 года на собрании кружка Федор Достоевский прочитал публике запрещенное письмо Белинского к Гоголю. В конце апреля 1849 года писателя арестовали, 8 месяцев он провел в Петропавловской крепости. Суд признал его виновным за участие в преступных замыслах, распространение наполненного дерзкими выражениями против православной церкви и верховной власти письма литератора Белинского, и приговорил к расстрелу. Однако в день казни было объявлено о помиловании, расстрел поменяли на четырехлетнюю каторгу в Омск, а после — на службу рядовым в Семипалатинск. Писателя амнистировали в 1856 году, когда прошла коронация Александра II.

В 1859 году опубликованы повести Достоевского «Дядюшкин сон» (в журнале «Русское слово») и «Село Степанчиково и его обитатели» (в журнале «Отечественные записки»). Впечатления от жизни в Омском остроге Федор Достоевский выразил в «Записках из Мертвого дома», опубликованных в журнале «Время» в 1861 -1862 гг. Это произведение русской литературы стало одним из первых, рассказывающих о каторге и жизни заключенных, их быте и нравах. Для современников Достоевского «Записки из Мертвого дома» стали настоящим откровением. В 1961 году в журнале «Время» напечатан роман «Униженные и оскорбленные», а в 1964 году в журнале «Эпоха» — «Записки из подполья». В 1860-е годы писатель часто бывал заграницей: в Германии, Франции, Англии, Швейцарии, Италии и Австрии. Там он увлекся игрой в рулетку, о которой позже написал в своем романе «Игрок».

К наиболее значительным произведениям автора литературоведы относят уникальный в русской и мировой литературе моножурнал философско-литературной публицистики «Дневник писателя» и, так называемое, «великое пятикнижие», в которое входят последние романы: «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868), «Бесы» (1871-1872), «Подросток» (1875), «Братья Карамазовы» (1879-1880).

Все они, кроме «Подростка», вошли в список «100 лучших книг всех времен» по версии Норвежского книжного клуба и Норвежского института имени Нобеля. Роман «Братья Карамазовы»  стал последним произведением Достоевского. Он был дописан в ноябре 1880 года. В феврале 1881 года писателя не стало.

Произведения писателя многократно экранизировались и инсценировались в театре, по ним ставились балетные и оперные постановки.

            В фонде библиотеки колледжа творчество Ф.М. Достоевского представлено романами: «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Бедные люди», повестями: «Белые ночи», «Неточка Незванова», «Село Степанчиково и его обитатели», а также «Записками  из подполья», рассказами, отрывками из «Записок из мертвого дома» и «Дневника писателя».

Писатели — юбиляры. Владимир Даль

10 ноября исполняется 220 лет со дня рождения русского писателя, лексикографа, этнографа, собирателя фольклора, автора «Толкового словарь  живого  великорусского языка»  Владимира Ивановича Даля (10 (22) ноября 1801 – 22 сентября (4 октября) 1872).

«Толковый словарь» Даля – явление исключительное и, в некотором роде, единственное.  Другого подобного труда лексикография не знает. Создатель его не был языковедом по специальности, но был чутким ценителем и заботливым собирателем русской речи в самых многообразных её проявлениях: меткая самобытная пословица, поговорка, загадка, сказка находили в нем  внимательного собирателя и бережного хранителя.

В.И. Даль родился в городе Луганске в семье врача, его детство прошло в Николаеве, откуда тринадцати лет он переехал  учиться в  петербургский Морской корпус. По окончании, получив первый офицерский чин, юноша около пяти лет прослужил во флоте на Черном и Балтийском морях. После этого вышел в отставку и поступил в университет на медицинский факультет. Служил врачом в действующей армии в Турции, участвовал в войне 1831 года с Польшей.  В 1832 году вышли в свет «Русские сказки, из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные казаком Владимиром Луганским. Пяток первый». Даль, на тот момент уже ординатор Санкт-Петербургского военного госпиталя, публиковался и раньше, но широкий читатель узнал его, познакомившись со стилизованными на народный манер сказками. В 1833 году он  снова переменил профессию и поступил чиновником особых поручений к оренбургскому губернатору. Во время службы в Оренбурге Владимир Даль постоянно путешествовал по обширной территории, населенной казаками, татарами, башкирами, казахами, калмыками, черемисами. Одним из первых он записал казахские, башкирские, калмыцкие сказки, пословицы и поговорки, описал обычаи кочевых народов. В 1841 году — опять в Петербурге, служит крупным министерским чиновником, а в 1849 году его переводят в Нижний Новгород управляющим удельной конторой. Куда бы служба  ни забрасывала Даля, везде он много общался с разнообразными представителями русского народа, записывал пословицы, сказки, песни, каждое, ранее неизвестное ему, слово. С 1859 года, выйдя в отставку и поселившись в Москве, Даль получает возможность посвятить всё время завершению величайшего труда своей жизни – «Толкового словаря». Пятьдесят три года он собирал, составлял и совершенствовал словарь. Начав работу юношей, продолжал ее до самой смерти. Словарь стал выходить частями в 1861 году. Всего в труд вошло около 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц, которые дают представление о жизни и быте русского народа в XIX веке. Народные сказки Владимир Даль передал фольклористу Александру Афанасьеву, песни — собирателю Петру Киреевскому, крупнейшую в России коллекцию лубочных картинок — в Императорскую публичную библиотеку. Все это богатство было издано. Владимира Даля не стало 22 сентября 1872 года. До последних дней он редактировал свой словарь и записывал все новые слова.

Величайший труд всей жизни Владимира Ивановича Даля – четырехтомный «Толковый словарь живого  великорусского языка»  по праву занял почётное и прочное место в истории русской культуры.

Библиотека колледжа располагает восьмым изданием «Толкового словаря».

Писатели — юбиляры. Фрэнсис Фицджеральд

24 сентября исполняется 125 лет со дня рождения американского писателя Фрэнсиса Фицджеральда (24.09.1896 – 21.12.1940).

Творчество Фицджеральда – одна из самых замечательных страниц американской литературы 20 века поры ее высшего расцвета. Его современниками были Т. Драйзер, У. Фолкнер, Э. Хемингуэй, Т. Вулф. В этой блестящей плеяде, усилиями которой американская литература в 20-е — 30-е годы 20 столетия превратилась в одну из крупнейших литератур мира, Фицджеральду принадлежит большая роль. Писатель необычайного тонкого склада, он хронологически открыл новую эпоху в развитии отечественной литературы, стал наиболее ярким представителем «века джаза» — этот термин придумал сам писатель, обозначив временной отрезок в истории США после Первой мировой войны и до Великой депрессии (1929-1933).

Фицджеральд родился 24 сентября 1896 г. в городе Сент-Пол, штат Миннесота, в обеспеченной католической ирландской семье. В тринадцатилетнем возрасте в школьной газете появилась его первая публикация. В годы учебы в Принстонском университете (1913—1917) писал рассказы и пьесы, которые побеждали в университетских конкурсах. К этому времени у Фрэнсиса уже сформировалась мечта стать писателем.

Первый роман «По эту сторону рая» вышел в свет в марте 1920 года и моментально принес Фицджеральду успех. Сюжет романа взят из собственной жизни автора. «По эту сторону рая» показывает стандартный сценарий жизни молодого человека в США 1920-х годов. Популярность романа открыла писателю дорогу в мир большой литературы: его произведения начинают печатать в престижных журналах и газетах. Фицджеральд первым в американской литературе обратился к изображению «потерянного поколения» американской молодежи 1920-х годов. Этой теме, одной из главных в его творчестве, посвящено большинство рассказов 1920-х годов и второй  роман «Прекрасные и обреченные» (1922), описывающий мучительный брак двух одарённых и привлекательных представителей артистической богемы. В 1924 году Фицджеральд уезжает в Европу, живя в Париже, он заканчивает и публикует роман «Великий Гэтсби», который многие критики, да и сам Фицджеральд, считают шедевром американской литературы того периода, символом «эпохи джаза». В 1934 году выходит во многом автобиографический роман «Ночь нежна».

Умер Фицджеральд от сердечного приступа 21 декабря 1940 г. в Голливуде Калифорнии.

Творчество автора представлено в библиотеке колледжа романами «Великий Гэтсби» и «Ночь нежна».

Писатели — юбиляры. Герберт Уэллс

21 сентября исполняется 155 лет со дня рождения британского писателя Герберта Уэллса (21.09.1866 – 13.08.1946).

Он родился в 1866 году в пригороде Лондона Бромли (графство Кент) в семье садовника и горничной. Позже родители Герберта стали владеть небольшой лавкой фарфоровых изделий. Однако торговля почти не приносила дохода, и в основном семья жила на деньги, которые отец, будучи профессиональным игроком в крикет, зарабатывал игрой. Когда мальчику исполнилось восемь лет, ему «посчастливилось», как он сам выражался, сломать ногу. Именно тогда он и пристрастился к чтению. В том же возрасте Герберт Уэллс поступил в Коммерческую Академию, которая должна была подготовить его к профессии торговца. Однако, когда Герберту исполнилось тринадцать лет, его отец сломал бедро, и с крикетом было покончено. Герберту пришлось начинать самостоятельную жизнь. Образование он получил в Кингз-колледже Лондонского университета, который окончил в 1888 году. К 1891 году Уэллс имел два учёных звания по биологии. После ученичества у торговца мануфактурой и работы в аптеке, побывал учителем в школе, преподавателем точных наук и помощником у известного зоолога Томаса Хаксли. В 1893 году профессионально занялся журналистикой. В 1895 г. Уэллс написал своё первое художественное произведение — роман «Машина времени». Всего на протяжении 50 лет своей творческой деятельности Уэллс написал 40 романов, 3 детских произведения и более 30 брошюр и рассказов. Вместе с Жюлем Верном он стал первопроходцем в жанре научной фантастики и оказал невероятное влияние на развитие литературы и культуры в целом. Уэллс считается автором многих тем, популярных в фантастике последующих лет. В 1895 году, за 10 лет до Эйнштейна, он объявил, что наша реальность есть четырёхмерное пространство-время («Машина времени»). В 1898 — предсказал войны с применением отравляющих газов, авиации и устройства вроде лазера («Война миров», чуть позднее — «Когда Спящий проснётся», «Война в воздухе»). В 1905 году описал цивилизацию разумных муравьёв («Царство муравьёв»). В романе «Мир освобождённый» (1914) упоминаются Вторая мировая война, развязанная в 1940-е годы; там же есть «атомная бомба» (именно так и названная), сбрасываемая с самолёта и основанная на расщеплении атома. В 1923 году Уэллс первый ввёл в фантастику параллельные миры («Люди как боги»). Авторству писателя принадлежат также антигравитация («Первые люди на Луне»), невидимость «Человек-невидимка», ускоритель темпа жизни («Новейший ускоритель») и многие другие.

Умер Уэллс в Лондоне 13 августа 1946 в возрасте 80 лет.

В библиотеке колледжа творчество писателя представлено романами «Машина времени», «Человек – невидимка» и «Война миров».

Литературная встреча в Горловке

4 августа в горловской библиотеке для юношества, в рамках интеграции Донецкой Народной Республики с Российской Федерацией, при поддержке Министерства культуры ДНР, состоялась литературная встреча «Русские писатели за русский Донбасс». В составе российской делегации Горловку посетили: секретарь правления Союза писателей России Алексей Полубота, члены Союза писателей России Алексей Грибанков, Светлана Размыслович и Людмила Семёнова. На встрече присутствовали члены ЛИТО «Забой», участники ОТЛ «Новый взгляд», творческая интеллигенция Горловки и пользователи библиотеки.

Вот уже 7 лет литераторы России регулярно приезжают и проводят мероприятия в Донецкой Народной Республике в поддержку Донбасса. Данная встреча проводилась ещё и в рамках выездного заседания редколлегии журнала русской культуры «Отечественные записки» при поддержке клуба «Словороссия» и издательства «Книжный мир».
Гости приехали не с пустыми руками.

Книги издательства «Книжный мир», сборник «Память поколений», два номера журнала «Отечественные записки», и другие издания Алексея Полубота, Алексея Шорохова, Светланы Размыслович, Алексея Грибанкова, Людмилы Семеновой были подарены библиотеке для юношества.




Писатели — юбиляры. Григорий Адамов

18 мая исполняется 135 лет со дня рождения русского писателя  Григория Борисовича Адамова (18.05.1886 – 14.06.1945).

Григорий Адамов — советский писатель–фантаст. Родился в Херсоне,  был седьмым ребёнком в семье рабочего — деревоотделочника. В 15 лет вступил в кружок революционной молодёжи, а затем в херсонскую организацию большевиков. Был неоднократно арестован. Адамов учился в гимназии, но был отчислен из предпоследнего класса. В 1906 году за «нарушение общественного порядка» сослан в Архангельскую губернию, откуда бежал. За революционную агитацию на кораблях Черноморского флота был осуждён и отбыл три года в херсонской тюрьме.

После выхода из тюрьмы работал журналистом. С 1930 года — профессиональный писатель. В 1934 году начал писать произведения для детей и юношества, сначала рассказы, затем повести и романы. Известен, главным образом, своими научно-фантастическими произведениями. Автор работал в жанре так называемой фантастики ближнего прицела, целью которой была популяризация современных достижений советской науки и техники и прогнозы их развития на ближайшее будущее. Первой  научно-фантастической публикацией стало произведение «Рассказ Диего» (1934). Рассказы «Авария» (1935) и «Оазис Солнца» (1936) посвящены энергетике будущего в Заполярье и Каракумах. Теме овладения источниками энергии посвящён и первый научно-фантастический роман писателя «Победители недр» (1937), основу сюжета которого составляет путешествие на «подземоходе» и сооружение подземной электростанции в глубинах Земли. Самое известное произведение Г. Адамова — роман «Тайна двух океанов» (1939).

Это произведение представлено в фонде библиотеки колледжа. Роман посвящен плаванию через два океана подводной лодки «Пионер» — чуда советской науки и техники.

Писатели — юбиляры. Михаил Булгаков

15 мая исполняется 130 лет со дня рождения Михаила Афанасьевича Булгакова

(15.05.1891 – 10.03.1940).

Михаил Булгаков — писатель и драматург, автор множества произведений: романов, повестей, рассказов, пьес, киносценариев, фельетонов, признанный классик русской литературы. Родился он в семье профессора Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова и его жены — преподавательницы женской гимназии Варвары Михайловны. Михаил был старшим из семи детей. Учился в гимназии, затем поступил на медицинский факультет Киевского университета. Во время Первой мировой войны работал военным врачом. Весной 1918 года Булгаков возвратился в Киев, где начал частную врачебную практику. Как военврач участвовал и в Гражданской войне. В сентябре 1921 года Булгаков переехал в Москву и занялся литературной деятельностью. Сначала сотрудничал как фельетонист со столичными газетами и журналами, позже, как драматург, работал режиссером, либреттистом в МХАТе, Центральном театре рабочей молодежи и Большом театре. Наиболее известные произведения автора: повести: «Дьяволиада» (1923), «Записки на манжетах» (1923), «Роковые яйца» (1924), «Собачье сердце» (1925); пьесы: «Дни Турбиных» (1925), «Багровый остров» (1927), «Бег» (1928), «Кабала святош» (1929); романы: «Белая гвардия» (1924), «Жизнь господина де Мольера» (1933), «Театральный роман» (1937), «Мастер и Маргарита» (1940). В библиотеке колледжа творчество М.А. Булгакова представлено практически в полном объеме.

Писатели — юбиляры. Рабиндранат Тагор

7 мая исполняется 160 лет со дня рождения известного индийского поэта Рабиндраната Тагора (7.05.1861 – 7.08.1941).

Тагор – поэт, музыкант и художник Бенгальского Возрождения конца 19 – начала 20 века, оказавший большое влияние на индийское искусство и литературу.

Рабиндранат Тагор родился в 1861 году в Калькутте в многодетной семье землевладельца – брахмана Дебендранатха Тагора и его жены Шарады Деви. Отец много путешествовал, а мать умерла, когда будущий поэт был совсем юным, поэтому Рабиндраната и других детей воспитывали слуги и приглашенные учителя. Находясь в авангарде культурной и общественной жизни, семья Тагора регулярно устраивала театральные и творческие вечера, увлекалась бенгальской и западной классической музыкой. В результате дети, воспитанные в передовых традициях времени, стали знаменитыми образованными людьми. Поскольку Дебендранатх желал, чтобы младший ребенок стал адвокатом, в 1878 году Рабиндранат поступил в лондонский Университетский колледж и в течение нескольких месяцев изучал юриспруденцию. Ненависть к формальному образованию заставила молодого человека бросить науку и посвятить себя чтению. Уже  в юном возрасте Рабиндранат сочинял пьесы в соавторстве с братьями, некоторые из них демонстрировались на творческих вечерах в родовом особняке. В 1880 году юноша вернулся в Бенгалию и начал регулярную публикацию собственных стихов, романов и рассказов, написанных под влиянием европейских традиций, что стало абсолютно новым явлением в брахманской классической литературе. К этому периоду писательского творчества относятся сборники «Вечерних» и «Утренних» песен, а также книга «Чаби-О-Ган». Рассказы Тагора публиковались в журнале, а затем были изданы отдельным трехтомником, содержащим 84 произведения, в которых писатель рассуждал о современном мире с характерными новомодными тенденциями, играх разума, несчастной жизни простых людей. В 1891-м поэт начал работу над переложением народных произведений о жизни простого народа Бенгалии. «Золотая ладья», «Читара», «Сбор урожая» были изданы с 1893 по 1901 годы, а следом за ними вышел роман «Песчинка», опубликованный в 1903-м. С 1908 года Рабиндранат работал над произведениями, вошедшими в сборник «Гитанджали», что в переводе означало «Жертвенные песнопения». 157 стихов были посвящены отношениям между человеком и Богом, раскрывавшимся посредством простых и понятных образов. Структурный минимализм делал строки запоминающимися, вследствие чего их начали использовать как цитаты. Сборник был переведен на английский язык и издан в Европе и Америке. В 1913 году автора «Гитанджали» удостоили Нобелевской премии в области литературы за изящное повествование, образное мышление и исключительное мастерство. В течение жизни Тагор создал сотни стихов, десятки рассказов и 8 романов, темами которых были деревенский быт, проблемы бенгальского общества, конфликт поколений, религия и другие. Особое место в творчестве писателя заняло лирическое произведение «Последняя поэма». Стихотворные строки, включенные в новеллу, легли в основу песни композитора Алексея Рыбникова, прозвучавшую в кинофильме «Вам и не снилось».

Тагор был не только писателем и поэтом, он стал автором более 2 тыс. песен, начиная с молитвенных гимнов и заканчивая народными и лирическими мелодиями. В 1950 году его стихотворение «Джанаганамана» было выбрано в качестве национального гимна Индии, а в 1970-м строки произведения «Амар Шонар Бангла» стали словами национального гимна  Бангладеш.

Рабиндранат преуспел и как живописец. Его кисти принадлежат около 2,5 тыс. работ, выполненных акварелью, пером и тушью,  неоднократно выставлявшихся на родине и во многих странах Европы.

Писатели — юбиляры. Генрик Сенкевич

5 мая исполняется 175 лет со дня рождения выдающегося польского писателя XIX века Генрика Сенкевича (05.05.1846 -15.11.1916).

Он родился в обедневшей шляхетской семье, имевшей шесть детей. Окончил варшавскую гимназию. После этого, по настоянию родителей,  успешно сдал экзамены в местный университет на медицинский факультет, но из-за отсутствия интереса к предметам перешел на историко-филологический. Еще в студенческие годы юноша предпринимал попытки сочинительства. Чтобы заработать на жизнь, Генрик взял псевдоним Литвос и принялся писать статьи, эссе и очерки для разных периодических изданий Варшавы.

Первый официальный писательский дебют Сенкевича состоялся в 1872 году. Он издал повесть «Начало», которую положительно встретили критики и читатели. Окрыленный успехом, Генрик продолжил активно сочинять собственные произведения и публиковаться.  В 1878 году,  во время  путешествия по странам Европы, Сенкевич пишет известную новеллу «Янко-музыкант». Набив руку в жанре малой прозы, писатель решил испытать свои силы в написании более масштабных произведений. Первая крупная работа Сенкевича — исторический роман «Огнем и мечом». Произведение вышло в 1884 году и получило ошеломляющий успех. «Огнем и мечом» стало первой частью знаменитой на весь мир трилогии о Речи Посполитой. Вторая часть трилогии под названием «Потоп» была издана в 1886 году. В 1887 году опубликована заключительная часть, озаглавленная именем главного персонажа «Пан Володыевский». Из-под пера Сенкевича также вышли романы: «Та третья»(1888), «Без догмата» (1891), «Семья Поланецких» (1894), «Камо грядеши» (Quo vadis) (1895), «Крестоносцы» (1900), «Омуты» (1910).

Произведения «Камо грядеши» и «Крестоносцы» представлены в фонде библиотеки ГКПТЭ.

Писатели — юбиляры. Татьяна Толстая

3 мая исполняется 70 лет со дня рождения российской писательницы, публициста и литературного критика Татьяны Никитичны Толстой (1951 г.).

Родилась Татьяна Никитична в Ленинграде в многодетной семье профессора физики Н.А. Толстого. Приходится  внучкой известному советскому писателю Алексею Николаевичу Толстому. Окончила отделение классической филологии Ленинградского университета. Работала в Главной редакции восточной литературы  издательства «Наука» в Москве. В 1983 году дебютировала как писатель и литературный критик. Первый рассказ под названием «На золотом крыльце сидели…» был тепло встречен как читателями, так и критикой, при этом признан одним из лучших литературных дебютов 1980-х годов. В 1987 году выходит первый сборник рассказов писательницы, озаглавленный аналогично её первому рассказу — «На золотом крыльце сидели…». В сборник вошли как известные ранее произведения, так и не опубликованные. В 1990-х вышли в свет  сборники рассказов «Любишь — не любишь» (1997), «Сёстры» (в соавторстве с сестрой Наталией Толстой) (1998), «Река Оккервиль» (1999).

В 2000 году писательница публикует свою самую известную книгу – антиутопический роман о России будущего  под названием «Кысь». Книга вызвала много откликов и стала очень популярной.  Она была отмечена литературной премией «Триумф» 2001 года. «Кысь» называли современной русской классикой. По роману многими театрами были поставлены спектакли.  В этом же году были изданы ещё три книги: «День», «Ночь» и «Двое» (в сборнике «Двое» также были собраны под одной обложкой рассказы Татьяны и её сестры Наталии). Толстая получила приз XIV Московской Международной книжной ярмарки в номинации «Проза». В 2010 году, в соавторстве с племянницей Ольгой Прохоровой, выпустила свою первую детскую книжку. Озаглавленная как «Та самая Азбука Буратино», книга взаимосвязана с произведением дедушки писательницы — книгой «Золотой ключик, или Приключения Буратино». В рейтинге лучших книг XXIII Московской международной книжной выставки-ярмарки, книга заняла второе место в разделе «Детская литература». В 2015 году вышли два новых сборника «Войлочный век» и «Девушка в цвету». В феврале 2019 года писательница презентовала сборник «33 отеля, или Здравствуй, красивая жизнь!».

Произведения Татьяны Толстой переведены на многие языки мира. В 2011 году она  вошла в рейтинг «Сто самых влиятельных женщин России».

Писатели — юбиляры. Харпер Ли

28 апреля исполняется 95 лет со дня рождения американской писательницы Нелл Харпер Ли (28.04.1926 – 19.02.2016).

Харпер известна как «писатель одной книги». Родилась будущая писательница в небольшом городке Монровилле штата Алабама. В детстве Ли была сорванцом и рано начала читать. После окончания школы в 1944 году Харпер на год поступает в женский колледж. Отучившись в колледже, девушка подает документы в Алабамский университет, чтобы в течение последующих четырех лет изучать юриспруденцию. Первые произведения Харпер пишет еще в университете Алабамы. Эти произведения – небольшие рассказы и эссе, на которых девушка набивает руку. В тот же период – с 1945 по 1949 год — она работает редактором местного юмористического журнала. Но, так и не пройдя до конца курс обучения, девушка бросает вуз и перебирается на постоянное место жительства в Нью-Йорк, где планирует стать писательницей. Чтобы на что-то жить и платить за съемную квартиру, молодая девушка устраивается работать в авиакомпанию служащей отдела продаж билетов. Так происходит до конца 1950-х годов. В 1956  году ее друзья дарят на Рождество самый главный подарок в жизни писательницы – оплаченный годовой отпуск. «У тебя будет ровно год, чтобы написать все, что ты хотела», — пишут они в открытке. Во время этого отпуска девушка успевает написать серию рассказов, связанных одним героем. Эти рассказы она решает отнести в издательство. Главный редактор лестно отзывается о творчестве Ли, но настоятельно рекомендует переработать все эти рассказы в один роман. В итоге летом 1960 года на свет выходит «Убить пересмешника» — книга, завоевавшая популярность и любовь у читателей всего земного шара. Даже критики признали, что роман хорош. За ставшую бестселлером книгу, тридцатичетырехлетняя писательница получает Пулитцеровскую премию 1961 года в номинации «Лучшее художественное произведение года». «Убить пересмешника» входит в список выдающихся произведений американской литературы. В 1962 году выходит экранизация романа, снятая режиссером Робертом Маллиганом. Фильм номинирован на «Оскар» и получает его. Также получает и другую кинонаграду — «Золотой глобус». В 1999 году книга была названа «Лучшим романом столетия» в опросе, проведенном в США Библиотечным журналом. Роман «Убить пересмешника» попал в учебную программу для школьников многих стран, а цитаты из произведения ушли в народ. Мировой тираж книги превышает 40 млн. экземпляров. В 2005 году в Лос-Анджелесе Харпер получает премию городской Публичной библиотеки за достижения в литературе, на следующий год — почетную степень Нотрдамского университета. В 2007 году писательница была удостоена высшей гражданской награды США, Президентской медали Свободы.

Со времен публикации «Убить пересмешника» Ли продолжала жить в Нью-Йорке и Монровилле, вела сравнительно замкнутый образ жизни, редко давая интервью или выступая на публике. После написания романа ею опубликованы только несколько коротких эссе в популярных литературных изданиях.

Харпер Ли умерла во сне утром 19 февраля 2016 года на 90-м году жизни, она никогда не была замужем и не имела детей.

Всемирный день книги и авторского права

23 апреля — Всемирный день книги и авторского права. Он был провозглашён на 28-й сессии ЮНЕСКО 15 ноября 1995 года, и отмечается ежегодно, начиная с 1996 года. Решение было принято с целью просвещения и развития культурных традиций, а также с учётом того, что книги являются наиболее важным средством распространения знания и самым надёжным способом его сохранения. Книга — это окно в мир культурного многообразия, это мост, соединяющий разные цивилизации во времени и пространстве.

При принятии решения учитывался опыт ряда стран и организаций, ранее проводивших «День книги». В частности, в Испании в 1926 году король Альфонс XIII подписал декрет о праздновании в Испании Дня испанской книги, и, после некоторой полемики, было решено, что этот день будет отмечаться 23 апреля — в день, который принято считать датой смерти Мигеля Сервантеса. В Барселоне этот день совпал с праздником в честь покровителя Каталонии Святого Георгия, когда книготорговцы устроили грандиозную книжную ярмарку. Именно там с 1931 года появился обычай дарить розу всякому, кто купит книгу.

Дата была выбрана, как указано на сайте ООН, в память о том, что 23 апреля в 1616 году скончались Мигель де Сервантес, Уильям Шекспир, Инка Гарсиласо де ла Вега.

С 2002 года в Москве помимо книги в этот день можно получить в подарок и розу. Эту традицию ввели в библиотеке Института Сервантеса.

Книга — это лучший помощник в наших общих усилиях по защите и обогащению культурного наследия человечества. Поэтому ежегодно число различных инициатив и мероприятий, приуроченных к этому Дню, растет, расширяется их география проведения. Среди самых популярных во многих странах мира традиционно — это книжные ярмарки и выставки, публичные чтения произведений мировых классиков литературы и различные культурно-развлекательные мероприятия.

Существует еще одна традиция у этого праздника — ежегодно, начиная с 2001 года, в этот день называется город, которому присвоено звание Мировой столицы книги (присуждается на 1 год). В отборочный комитет входят представители ЮНЕСКО и трех международных профессиональных книгоиздательских организаций — Международного союза издателей (МСИ), Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА) и Международной федерации книготорговцев (МФК).

Присвоение этого звания является свидетельством желания городов содействовать развитию книгоиздательского дела и чтения, а также сотрудничества между основными партнерами в книгоиздательском деле. Мировыми столицами книги становились очень разные города: Мадрид (Испания), Александрия (Египет), Нью Дели (Индия), Монреаль (Канада), Богота (Колумбия), Бейрут (Ливан), Любляна (Словения), Буэнос Айрес (Аргентина), Ереван (Армения), Бангкок (Таиланд), Порт-Харкорт (Нигерия), Вроцлав (Польша), Афины (Греция), Шарджи (ОАЭ) и другие.

Писатели — юбиляры. Шарлотта Бронте

21 апреля исполняется 205 лет со дня рождения одной из талантливейших английских писательниц — Шарлотты Бронте (1816 –1855).

Ее  относят к ярким представителям эпохи реализма и романтизма. Да, в романах Бронте действительно сочетаются эти два, казалось бы, существенно отличающихся жанра. Шарлотта, несмотря на замкнутость жизни, умела буквально считывать человеческие характеры и легкими мазками удивительно точно описывать самые разные качества своих героев. Писать  она начала в возрасте 10 лет. Сначала это были стихи, потом — проза. Наиболее известные произведения автора – это романы «Учитель», «Джейн Эйр», «Шерли» и «Виллетт».

Творчество Шарлотты Бронте представлено в нашей библиотеке романом «Джейн Эйр». Книга привлекла  и поразила  читателей образом главной героини – смелой, сильной и чистой девушки, одиноко сражающейся за свое существование и человеческое достоинство. Роман  стал важной вехой в истории борьбы за женское равноправие и породил феминистское движение в литературе.

Писатели — юбиляры. Георгий Марков

19 апреля 2021 года исполняется 110 лет со дня рождения известного русского писателя Георгия Маркова (1911-1991).

Георгий Мокеевич Марков был подлинным патриотом родной земли, он создал масштабную панораму жизни Сибири в конце XIX – начале XX вв. в своих романах, повестях и рассказах, статьях и очерках. Это высокохудожественные произведения, в которых с впечатляющей исторической точностью описан труд томских крестьян, охотников-промысловиков Чулымской тайги, жителей Причулымья и Васюганья.

Наиболее известные произведения Маркова:

романы: «Строговы», «Соль земли», «Отец и сын», «Сибирь», «Грядущему веку»;

повести: «Солдат пехоты», «Орлы над Хинганом», «Земля Ивана Егорыча», «Завещание», «Тростинка на ветру», «Моя военная пора».

Эпический роман «Строговы» (1946) в полной мере можно назвать историческим. В своем произведении автор через судьбу крестьянской семьи Строговых ярко и образно рисует картину жизни Сибирского края в период крупных исторических событий — Русско-японской войны, революции 1905 года, Октябрьской революции 1917 года и Гражданской войны.

В 1954—1960 Георгий Марков написал продолжение истории семьи крестьян-сибиряков Строговых — роман «Соль земли», где подробно проследил судьбу детей и внуков Матвея, уже изменивших свой социальный статус, ставших учеными, служащими, партийными работниками — не столько «сеятелями», сколько преобразователями послевоенной Сибири.

Роман «Сибирь» (1973) посвящен событиям, охватившим край в 1914-1917 годах. Через судьбы своих героев — охотников и студентов, рабочих и ученых — автор убедительно и ярко показывает, как несмотря на различия в образовании, вере и политических убеждениях главным для людей оставалась тревога за будущее Сибири, за сохранение и приумножение ее природы и богатства.